Год(ы) строительства1555 год
Объект национального наследия1610080000

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — действующий мужской монастырь Казанской епархии Татарстанской митрополии Русской православной церкви (Московский патриархат), колыбель православия Казанского края и Поволжья. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Панорама монастыря

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — действующий мужской монастырь Казанской епархии Татарстанской митрополии Русской православной церкви (Московский патриархат), колыбель православия Казанского края и Поволжья. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем монастыря и его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564—1566) прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его цельбоносные мощи — главная святыня монастыря с 1592 года.

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь - главный православный духовно-просветительский и миссионерский центр Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении XVI—XVIII веков. По сохранившимся сведениям, типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при святителе Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве.

В XVI—XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. За свияжским архимандритом было закреплено 7-е место по значимости на Руси. В землях монастыря накануне реформы 1764 г. числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых.

По монастырской реформе 1764 года, монастырь возведён в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь).

Обеднение в XIX веке города Свияжска, а также последствия секуляризации церковных земель 1764 года, привели монастырь к упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигала 20-25 монахов и послушников, а доходы монастыря стали уступать доходам других монастырей епархии.

9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель обители — епископ Свияжский Амвросий (Гудко), прославленный в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.

В годы становления безбожной власти монастырь был закрыт и разграблен, а рака с мощами святителя Германа вскрыта красногвардейцами. Впоследствии, мощи сокрыли под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев города Казани, а в 2000 году вновь возвращены в Свияжск.

В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена.

В 1997 году Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был официально возрождён.

Архитектурный ансамбль

Ансамбль монастыря представляет уникальную историко-архитектурную ценность, по которой он не имеет себе равных в Среднем Поволжье. Древнейшие его храмы — Успенский собор (1561) и Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней — признанные шедевры русского зодчества XVI века. Особенно ценен для искусствоведов Успенский собор и его фрески того же 1561 года. Это памятник в стиле псковско-новгородских храмов (предполагаемые архитекторы — Постник Яковлев и Иван Ширяй). В XVIII веке он получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик XVI века остался неизменным.

Фрески внутри собора занимают общую площадь 1080 м². Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного (второй — собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле). Вообще, русскую фресковую живопись XVI века мы знаем, главным образом, лишь на примере названных соборов: сохранилось много более древних и более поздних фресок, но по XVI веку зияет большой пробел. В этом смысле, свияжские росписи являются всемирным раритетом. Наиболее знаменитые их композиции: «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода, «Шествие праведных в рай», «Святой Христофор» (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой, согласно апокрифической версии изображён с лошадиной головой). Уникально и то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители.

Другие памятники монастыря относятся к рубежу XVII—XVIII вв.: т. н. архиерейский, настоятельский и братский корпуса. Вознесенский надвратный храм (кон. XVII в.) и храм свв. Германа Казанского и Митрофана Воронежского (XIX в.) были разрушены в советское время.

Почти километровая ограда монастыря, придающая ему вид кремля, относится к XVIII—XIX вв.

Зарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.

Комментарии:

    Ваше имя:
    Заголовок:
    Комментарий:
    Язык комментария:
    (основной)


Фотогалерея